Программа по развитию ИКТ в РК на 2010-2014 гг

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Республики Казахстан

от « 29 » сентября 2010 года

№  983

Программа

по развитию информационных и коммуникационных технологий

 в Республике Казахстан на 2010 – 2014 годы

Паспорт Программы

Наименование

 Программа по развитию информационных и коммуникационных технологий в Республике Казахстан на 2010 – 2014 годы (далее – Программа).Основание для разработкиГосударственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы, утвержден-ная Указом Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 958.

Государственный орган, ответственный за разработку и реализацию отраслевой Программы

 

Министерство связи и информации   Республики КазахстанЦелиСоздание условий и механизмов развития сферы информационных и коммуника-ционных технологий Республики Казахстан с целью:

 

перехода Республики Казахстан к информационному обществу и иннова-ционной экономике;

формирования конкурентоспособного экспортоориентированного национального сектора инфокоммуникационных техноло-гий.ЗадачиДля достижения поставленных целей необходимо выполнение следующих задач:

модернизация и развитие инфо-коммуникационной инфраструктуры;

развитие цифрового телерадио-вещания;

развитие казахстанского сегмента сети Интернет;

развитие сектора разработки программного обеспечения (далее – ПО)  и информационных услуг;

развитие отечественного производства высокотехнологичного оборудования;

развитие образования в сфере инфокоммуникаций;

развитие электронных услуг и электронного правительства.Сроки (этапы) реализацииРеализация Программы запланирована на 2010 – 2014 годы по следующим этапам:

2010 – 2011: Институализация ИКТ-отрасли и создание ресурсов для долгосрочного развития;

2012 – 2014: Эффективное использо-вание потенциала ИКТ бизнесом, государством и обществом.Целевые индикаторыПо цели «Переход Республики Казахстан к информационному обществу и инновационной экономике»:

доля сектора ИКТ в ВВП в 2014 году – 3,8%;

уровень цифровизации местных сетей телекоммуникаций – 100%;

плотность абонентов широкополосной сети Интернет – 22 на 100 человек;

плотность абонентов сотовой связи – 111 на 100 человек;

обеспечены услугами мобильной связи все населенные пункты с численностью населения от 1 000 человек и более;

количество компьютеров – 25 на          100 жителей;

повышение компьютерной грамотности населения до 40%;

обеспечение перевода не менее           50% социально-значимых государственных услуг в электронную форму;

охват эфирным цифровым телевещанием территории Казахстана – 95%;

охват спутниковым цифровым телевещанием территории Казахстана – 100%;

уровень отраслевой стандартизации доведен до международных норм и сформирована правовая основа, способствующая развитию инфокоммуникационных технологий в Республике Казахстан (количество гармонизированных стандартов от общего количества стандартов инфокомму-никационных технологий – 77%);

строительство и модернизация             560 сельских отделений почтовой связи;

сокращение контрольных сроков пересылки простой письменной корреспонденции между областными центрами, между областными центрами и районами на 1 день;

сокращение контрольных сроков прохождения международных почтовых отправлений  на 1 день.

По цели «Формирование конкурентоспособного экспортоориенти-рованного национального сектора инфокоммуникационных технологий»:

структура рынка информационных технологий: доля информационно-технологичных услуг – 30%, доля ПО – 15% и доля информационного оборудования – 55%;

доля казахстанского содержания в общем объеме рынка информационных технологий – не менее 32%;

доля казахстанского содержания в информационных услугах – 80%.Источники и

объемы финансированияОбщие затраты, предусмотренные в республиканском бюджете на реализацию Программы в 2010 – 2012 годах, составляют:

2010 год – 17,973,495 тыс. тенге

    2011 год – 23,249,269 тыс. тенге

    2012 год – 20,893,445 тыс. тенге

    2013 год – 5,182,136 тыс. тенге

Дополнительные средства, необходимые для реализации Программы из республиканского бюджета:

2014 год – 4,491,972 тыс. тенге

Объем финансирования Программы будет уточняться при утверждении республиканского и местных бюджетов на соответствующие финансовые годы в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

 Основные понятия

1)       базисные телекоммуникации – так называемые основные телекоммуникации (Basic Telecommunication), охватывающие коммуникационные средства передающие информацию в реальном времени;

2)       бизнес-процесс (ISO-15704) – совокупность различных структурированных видов деятельности предприятия, направленных на достижение определенных целей предприятия или части предприятия и обеспечивающих получение желаемого конечного результата;

3)       веб-портал «электронного правительства» – информационная система, предоставляющая единую точку доступа ко всем электронным услугам и электронным информационным ресурсам «электронного правительства»;

4)       веб-сервис – структура, предоставляющая для серверных компонентов возможность публикации и клиентским приложениям возможность поиска, определения и вызова данных сервисных компонентов. Данные технологии, описанные с помощью XML, включают в себя язык описания веб-сервисов (WSDL), универсальное описание, поиск и интеграция (UDDI) и простой протокол доступа к объектам (SOAP);

5)       государственная услуга – услуга, оказываемая государственными органами гражданам и организациям, и направленная на исполнение административных процедур в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан;

6)       домен – область пространства иерархических имен сети Интернет. Домен идентифицируется именем домена. Имена зон условно можно разделить на «организационные» (COM – commercial (коммерческий),  ORG – organization (организация) и «географические» (RU – принадлежность к российскому пространству сети Интернет, KZ – принадлежность к казахстанскому пространству сети Интернет);

7)       доменное имя (domain name) – адрес сетевого соединения, который идентифицирует владельца адреса;

8)       единое информационное пространство казахстанского сегмента глобальной сети Интернет (Казнет) – совокупность информационных ресурсов, технологий ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе открытых технологий, а также организационных структур, обеспечивающих информационное взаимодействие организаций и граждан и удовлетворение их информационных потребностей в глобальной сети Интернет;

9)       е-акимат – механизм функционирования местных исполнительных органов, ориентированный на предоставление услуг гражданам и организациям путем широкого применения информационно-коммуникационных технологий;

10)  е-услуги – услуги, оказываемые запрашивающему ее лицу (организации) в режиме реального времени с использованием средств информационно-коммуникационных технологий передачи и представления информации;

11)  е-правительство (электронное правительство, ЭП) – система новых взаимоотношений, прямых и обратных взаимосвязей между основными субъектами управления общественными процессами, осуществляемых с помощью современных информационно-коммуникационных средств, в целях обеспечения конституционных прав и свобод граждан, улучшения качества предоставляемых правительством населению услуг и повышения эффективности государственного управления;

12)  информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – совокуп-ность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей;

13)  ИКТ-отрасль, инфокоммуникационная отрасль – условное объединение предприятий с видами деятельности, связанными с производством продуктов и услуг на основе ИКТ;

14)  инвестирование — долгосрочные вложения капитала с целью получения дохода;

15)  индекс готовности «электронного правительства» (е-Government Readiness Index) – методика мониторинга качества развития «электронного правительства» в системе ООН, которая состоит из трех исходных индикаторов — развития правительственных веб-сайтов (Web Measure Index), телекоммуникационной инфраструктуры (Telecommunication Infrastructure Index) и человеческого капитала (Human Capital Index);

16)  индикаторы развития системы – показатели развития системы, характеризующие  готовность инфраструктуры и общества к современным методам получения информации, состояние информационных ресурсов, доступность, использование, эффективность с точки зрения пользователей;

17)  интернет –  глобальная информационная система, элементы которой связаны друг с другом посредством единого адресного пространства основанного на протоколе TCP/IP, предоставляющая пользователям возможность доступа к многочисленным информационным и бизнес-ресурсам и электронной почте;

18)  интернет-ресурс – электронный информационный ресурс, технология его ведения и/или использования, информационно-телекоммуникационная сеть, функционирующие на основе открытых технологий, а также организационная структура, обеспечивающая информационное взаимодействие;

19)  интранет – распределенная корпоративная сеть с применением программных продуктов и технологий Интернет, предназначенная для систематизации, хранения и обработки внутрикорпоративной информации, доступ сотрудников к которой  организован через локальную сеть организации или защищенные соединения по глобальным сетям;

20)  информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы представления;

21)  инфокоммуникации – термин, введенный в обращение в процессе взаимного проникновения (конвергенции) компьютерных и телекоммуникационных сетей на основе ИКТ и означающий неразрывную связь информационных и телекоммуникационных технологий в процессе создания информации и последующем ее обмене;

22)  информационное наполнение (контент) – информационное (содержательное) наполнение интернет-ресурса: тексты, графика, мультимедиа. В сети Интернет информационное наполнение организуется в виде веб-страниц средствами языка гипертекстовой разметки;

23)  информационная система (ИС) –  аппаратно-программный комплекс, предназначенный для реализации информационных процессов;

24)  интеллектуальная собственность – право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной творческой деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, продукции физического или юридического лица, выполняемых ими работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.);

25)  информационные технологии (IT) –  комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации, вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы;

26)  информационная инфраструктура –  организационные структуры и средства информационного взаимодействия в совокупности;

27)  IT-инфраструктура – инфраструктура, состоящая из интегриро-ванного комплекса серверного оборудования, сетевого оборудования, информационных систем, программ, сетевых и системных служб;

28)  консалтинг – вид профессиональных услуг (как правило, платных), предоставляемых корпоративным клиентам, заинтересованным в оптимизации своего бизнеса;

29)  мониторинг – специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью оценки, контроля, прогноза;

30)  мораторий – отсрочка платежей по долговым обязательствам на определенный срок либо до наступления соответствующего условия;

31)  научно-исследовательские работы (НИР) – деятельность,  связанная с изучением окружающей действительности с целью выявления особенностей, закономерностей и законов, присущих изучаемым объектам, явлениям (процессам), и использованием полученных знаний на практике;

32)  обратная связь – связь между участниками коммуникационного процесса путем  отправки и получения комментариев посредством электронной почты;

33)  он-лайн – понятие, обозначающее «находящийся в состоянии подключения». Первоначально использовалось только в отношении коммуникационного оборудования для указания на режим связи. Также – «происходящее в Интернете», «существующее в Интернете»;

34)  платежный шлюз – информационная система, предназначенная для осуществления платежей при оказании транзакционных услуг;

35)  резидент – юридическое или физическое лицо, зарегистрированное в данной стране, на которое в полной мере распространяется национальное законодательство;

36)  социальная сеть – направление на построение сообществ в Интернете из людей со схожими интересами и/или деятельностью. Связь осуществляется посредством сервиса внутренней почты или мгновенного обмена сообщениями;

37)  стандартизация – деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения требований к продукции, услуге и процессам посредством установления положений для всеобщего, многократного и добровольного использования в отношении реально существующих и потенциальных задач;

38)  таможенная пошлина – налог, взимаемый государством с провозимых через национальную границу товаров по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом;

39)  тренинг – краткосрочное мероприятие или несколько мероприятий, направленное на получение знаний, приобретение навыков, а также воспитание участников такого мероприятия;

40)  хостинг – услуга по предоставлению услуг для физического размещения информации на сервере, постоянно находящегося в сети Интернет. Различают физический хостинг – физическое размещение компьютера на территории телекоммуникационного узла хостинг-провайдера и подключение компьютера к сети Интернет, и хостинг виртуальный, который обеспечивает размещение компьютера на виртуально созданных серверах;

41)  целевая аудитория –  группа целевых пользователей, посетителей, специалистов или широкого круга потребителей;

42)  шлюз «электронного правительства» –  информационная система, предназначенная для интеграции информационных систем «электронного правительства» в рамках реализации электронных услуг;

43)  эквивалент –  предмет или количество, равноценные, равнозначные или соответствующие в каком-либо отношении другим и могущие служить им выражением или заменой;

44)  экстранет (Extranet) – корпоративная сеть, применяемая для развертывания корпоративных порталов, работающих как с сотрудниками компании, так и уполномоченными пользователями других компаний;

45)  электронный документооборот – электронный обмен документами между компьютерными программами в стандартизованной форме;

46)  электронная коммерция – обмен товарами и (или) услугами на базе существующих связей с помощью электронных средств коммуникации. Понятие «электронная коммерция» эквивалентно понятию «электронная торговля»;

47)  электронная почта – способ передачи информации в компьютерных сетях (сетях передачи данных);

48)  стандарт оказания государственной услуги –  нормативный правовой акт, устанавливающий нормативные значения показателей количества, качества и доступности государственной услуги, порядок взаимодействия с физическими и юридическими лицами и иные нормы, обязательные для выполнения, обеспечивающие право физических и юридических лиц на получение государственных услуг установленного количества и качества;

49)  электронная цифровая подпись (ЭЦП) – аналог собственноручной подписи физического лица, представленный как набор электронных цифровых символов, созданный средствами электронной цифровой подписи и подтверждающий достоверность электронного документа, его принадлежность и неизменность содержания;

50)  3G –  технологии мобильной связи 3 поколения;

51)  4G, Long-Term Evolution (англ. LTE) –  технологии мобильной связи 4 поколения;

52)  Advanced Television Systems Committee (англ. ATSC) – американский стандарт цифрового телевидения;

53)  Business to Business (англ. B2B) – услуги юридических лиц друг другу;

54)  Business to city (англ. B2С) – услуги юридических лиц для граждан;

55)  CDMA (англ. Code Division Multiple Access) – технология множественного доступа с кодовым разделением;

56)  CDMA 1X EV-DO – фаза развития стaндарта мобильной связи CDMA2000 1x. EV-DO – сокращение от EVolution Data Only. В отличие от EV-DV (EVolution Data/Voice) эволюции подвергся только интерфейс передачи данных, а передача голоса осталась полностью идентичной CDMA2000 1x и CDMA One (IS-95a/b). Скорость передачи данных в EV-DO достигает 2,4 Мбит в секунду (Rev.0) и 3,1 Мбит в секунду (Rev.A);

57)  Digital Video Broadcasting (англ. DVB) – семейство стандартов цифрового телевидения,  разработанных консорциумом DVB и стандартизированных Европейским институтом телекоммуникационных стандартов;

58)  Ethernet – стандарт, определяющий проводные соединения и электрические сигналы на физическом уровне, формат кадров и протоколы управления доступом к среде — на канальном уровне модели OSI;

59)  High Speed Packet Access (англ. HSPA) – технология беспроводной широкополосной радиосвязи, использующая пакетную передачу данных и являющаяся надстройкой к мобильным сетям WCDMA/UMTS;

60)  Next Generation Network (англ. NGN) – мультисервисная сеть связи, ядром которой является опорная IP-сеть, поддерживающая полную или частичную интеграцию услуг передачи речи, данных и мультимедиа;

61)  Wideband Code Division Multiple Access (англ. WCDMA) –  технология радиоинтерфейса, избранная большинством операторов сотовой связи для обеспечения широкополосного радиодоступа с целью поддержки услуг 3G.

2. Введение 

Программа по развитию информационных и коммуникационных технологий  в Республике Казахстан на 2010 – 2014 годы является частью Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстана на 2010 – 2014 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 958 (далее – ГП ФИИР), которая разработана в соответствии с поручением Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, данного на XII внеочередном съезде Народно-демократической партии «Нур Отан» в 2009 году.

Развитие сферы ИКТ является одним из приоритетов ГП ФИИР в рамках развития «секторов экономики будущего», что отражает ее значение для экономики современного Казахстана.

На данный момент в Республике Казахстан отсутствуют государственные стратегические и программные документы, учитывающие на современном технологическом уровне  пути решения поставленных в рамках ГП ФИИР целей. В связи с этим Программа определяет единую стратегию развития инфокоммуникаций в Республике Казахстан на 2010-2014 годы с целью консолидации усилий государства и бизнеса.

В данной Программе сфера ИКТ  рассматривается как самостоятельный сектор экономики Казахстана, который состоит из отрасли телекоммуникаций, почтовых услуг, отрасли информационных технологий и распространения телерадиосигнала. Данный подход обусловлен взаимным проникновением технологий связи, распространения телерадиовещания и информационных технологий, который наблюдается в последние десятилетия по всему миру.

3. Анализ текущей ситуации

3.1 Оценка текущей ситуации состояния отрасли

3.1.1 Телекоммуникации

Отрасль телекоммуникаций Республики Казахстан является растущим сегментом казахстанской экономики, совокупный доход предприятий в которой в 2009 году достиг значения в 438,4 млрд. тенге, что на 8,3 % больше, чем в 2008 году. Рост доходов отрасли отражает возрастающую потребность населения и бизнеса страны в предоставляемых услугах.

Основная доля в структуре доходов отрасли пришлась на услуги мобильной связи – 244,8 млрд. тенге (55,8%). Доля других услуг в общем объеме доходов отрасли распределена следующим образом: услуги междугородной и международной связи – 51,5 млрд. тенге (11,7%); местной телефонной связи – 31,3 млрд. тенге (7,1%); услуги Интернет – 43,6 млрд. тенге (10%) и прочие услуги связи – 67,2 млрд. тенге (15,4%). Основным потребителем услуг отрасли в 2009 году является корпоративный сектор –  246,6 млрд. тенге (56,3%); доходы от реализации услуг связи населению составили 191,8 млрд. тенге (43,7%), что на 5,6% больше, чем в 2008 году.

Сегмент мобильной связи являлся основным катализатором роста телекоммуникационной отрасли на протяжении последних лет. По состоянию на начало 2010 года на территории Казахстана уже созданы и  успешно функционируют четыре сети сотовой связи с  использованием наиболее распространенных в мире   стандартов GSM 900/1800 и  CDMA. Вместе с тем, необходимо отметить, что рынок мобильной связи является высококонцентрированным: 90% рынка делят между собой два крупных оператора, на долю остальных участников рынка приходится менее 10%.

В 2009 году количество абонентов мобильной связи составило 14,9 млн. абонентов, что соответствует плотности абонентов 95 на 100 жителей. Начиная с 2005 года, темп прироста абонентов неуклонно снижается (2005 год – 121%, 2006 год – 45%, 2007 год – 60,8% и 2008 год – 16,9%), и рост абонентской базы перешел из стадии активного роста в стадию замедленного роста. В данной связи наблюдается изменение структуры конкуренции внутри данного сегмента: от конкуренции на основе тарифов к конкуренции по спектру предоставляемых дополнительных услуг мобильной связи.

В 2009 году количество абонентов рынка фиксированной связи составило 3,9 млн. абонентов. Общий объем рынка в 2009 году достиг значения            82,7 млрд. тенге, что представляло 0,5% прироста по сравнению с 2008 годом, в котором объем рынка составил 82,3 млрд. тенге.

Доля услуг Интернет и передачи данных в общей структуре телекоммуникационного рынка незначительно менялась за последние 4 года и в 2009 году составила около 10%. В абсолютных показателях объем рынка в  2009 году составил 43,6 млрд. тенге. При этом значительно изменилась структура доходов внутри данного сектора. Значительно увеличилась доля доходов от услуг Интернет и IP-телефонии; доля доходов от аренды каналов снизилась.

В 2009 году количество пользователей сети Интернет, согласно отчетам операторов связи, превысило величину в 3,15  млн. пользователей, что соответствует плотности в 19,8 пользователей на 100 жителей.

На протяжении последних лет динамично развиваются дополнительные услуги телекоммуникаций, в который входят платное телевидение, веб-хостинг, IP-телефония, передача телерадиопрограмм и другие услуги телекоммуникаций. Общий объем сегмента прочих услуг связи в 2009 году составил 67,2 млрд. тенге, что на 3,8% больше по сравнению с 2008 годом.

В целях снижения экономической концентрации акционерного общества  «Казахтелеком» в последние годы проводятся работы по реализации долей (акций) акционерного общества  «Казахтелеком» в аффилированных операторах связи. В 2010 году завершена продажа акционерного общества  «Казахтелеком» 51% доли участия в уставном капитале оператора сотовой связи товарищества с ограниченной ответственностью «Мобайл Телеком-Сервис» с торговой маркой «NEO» и планируется реализация доли в акционерном обществе  «Нурсат», являющемся оператором междугородной и международной телефонной связи, а также услуг доступа к сети Интернет.

Доход от услуг передачи телерадиопрограмм в 2009 году составил       13,2 млрд. тенге, что составляет увеличение на 9,8% по сравнению с             2008 годом. Тракт формирования сигнала телерадиопрограмм представлен    215  электронными средствами массовой информации (СМИ). Функционирует спутниковый канал «Caspionet», осуществляющий вещание на территории стран Центральной Азии, Среднего Востока, Европы и Северной Африки. Действуют 167  операторов кабельного и 2 оператора спутникового вещания. В полном объеме республиканским вещанием охвачены жители лишь крупных населенных пунктов – областных и районных центров. Большинство сельских территорий охвачено вещанием только государственных каналов телевидения (Казахстан, Хабар, Ел арна).

Функционирование республиканской сети трансляции телевизионных и радиопрограмм осуществляет акционерное общество «Казтелерадио» – оператор эфирного вещания республики, который осуществляет трансляцию всех телевизионных и радиопрограмм и обеспечивает следующий охват населения  республики крупнейшими общенациональными телевизионными и радиопрограммами: «Хабар» – 98,58 %; «Казахстан» – 98,3%; «Ел арна» – 87,4%; «Первый канал Евразия» – 86,8%;  «Казахское радио» – 87,8%; радио «Шалкар» – 46,2%. Остальные общереспубликанские телевизионные и радиоканалы имеют более низкие показатели охвата населения.

3.1.2 Почтовая связь

Почтовая связь имеет высокую социальную значимость и является неотъемлемой частью инфокоммуникационной инфраструктуры Республики Казахстан.

Казахстанская отрасль почтовой связи показывает небольшую динамику развития: за 2009 год  акционерным обществом «Казпочта» получены совокупные доходы на сумму 13 млрд. тенге, что на 6,4% больше объема     2008 года. В связи с чем, для удовлетворения и увеличения спроса потребителей почтовых услуг необходимо постоянно внедрять новые технологии транспортировки почтовых отправлений для сокращения времени доставки и затрат. В соответствии с  утвержденными Параметрами качества общедоступных услуг почтовой связи, контрольные сроки пересылки простой письменной корреспонденции составляют:

между городами Астана, Алматы и областными центрами, имеющими ежедневное прямое авиационное, железнодорожное и автомобильное сообщение – Д+3, (где Д – день приема простой корреспонденции, +3 – количество дней прохождения почтового отправления от момента приема до доставки);

между городами Астана, Алматы и областными центрами, имеющими прямое авиационное, железнодорожное и автомобильное сообщение 3 и более дней в неделю – Д+4;

между остальными областными центрами – Д+6;

между областным центром и районным центром данной области, и между городами, районными центрами области – Д+3;

местных почтовых отправлений (повсеместно) – Д+1.

В настоящее время существующие параметры качества по контрольным срокам пересылки почтовой корреспонденции выдерживаются. Однако коренные изменения в экономике республики, начавшиеся с обретением независимости, а также появляющиеся новые мировые стандарты качества  предоставляемых  почтовых услуг  требуют модернизации почтовой сети Общества. На очередном заседании Регионального Содружества в области связи (в текущем году) были обсуждены новые параметры для международных почтовых отправлений по Казахстану – Д+5 к 2012 году, что является на сегодняшний день для почтовой отрасли Казахстана трудной, а для ряда регионов невыполнимой задачей при существующей сети и используемом виде транспорта.

Для охвата сельского населения полным спектром финансовых услуг в 2006 – 2010 годах было построено 380 сельских отделений почтовой связи, соответствующих нормативным требованиям Национального банка и Министерства внутренних дел Республики Казахстан  по уровню капитального и технического обустройства, необходимых для оказания банковских операций и обеспечения сохранности денежной наличности. Также, за период с 2005 – по 2009 годы произведена модернизация почтового оборудования в количестве более 8,5 тыс. единиц, осуществлена замена изношенных автотранспортных средств, приобретены современные почтовые вагоны (15 единиц), доставка писем, посылок и бандеролей увеличена на 69,2 %, подписка на периодические издания увеличена на 23,7%, произошел рост объема финансовых услуг в       2,5 раза, расширена сеть пунктов общественного доступа к Интернет в сельской местности на 115 единиц, охват сельских жителей расширенным ассортиментом почтово-финансовых услуг увеличен в 1,2 раза.

3.1.3 Информационные технологии

Сектор информационных технологий Республики Казахстан является одним из динамично развивающихся сегментов национальной экономики. Ввиду сложившейся макроэкономической ситуаций общий объем IT-рынка в Казахстане в 2009 году, по оценкам, составил 90 млрд. тенге, что на 7% ниже по сравнению с 2008 годом.

Структура расходов на IT является типичной для страны с развивающейся экономикой, т.е. доля расходов на компьютерное оборудование существенно преобладает над расходами на ПО и услуги информационных технологий (далее – IT-услуги). Затраты на компьютерное оборудование в 2009 году составили около 71,1 млрд. тенге,    IT-услуги – 12,6 млрд. тенге.

Важным фактором становления казахстанских предприятий, работающих в сфере IT, является государственная политика. В 2007 и 2008 годах инвестиционные затраты государственных органов страны на информатизацию составили, по оценкам, 15,1 и 17,7 млрд. тенге соответственно. Несмотря на кризис  государство остается крупным заказчиком на рынке IT-услуг. В       2009 году бюджетом выделено 18,8 млрд. тенге на инвестиции в IT. Реализация программ формирования и развития ЭП в 2004 – 2010 годах позволило Казахстану подняться за последний год в  рейтинге по глобальной готовности к ЭП, подготовленным ООН, с 81 на 46 позицию, оставив позади Россию          (59 место), Беларусь (64 место) и Украину (54 место).  С целью проведения единой государственной политики в области ИКТ и  управления государственной инфокоммуникационной инфраструктурой в 2008 году было создано акционерное общество  «Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде».

В структуре IT можно выделить три крупных сектора: сектор производства IT-оборудования, сектор коробочного (лицензионного) ПО и сектор ИТ-услуг.

В структуре IT-рынка Казахстана сектор производства и реализации      IT-оборудования является доминирующим (более 79%) в общем объеме, что является отражением повышенного спроса на компьютеры, сетевое и периферийное компьютерное оборудование, сопровождающего процесс информатизации казахстанского общества. Валовая выручка предприятий, работающих в данном сегменте, достигла в 2009 году величины в 71 млрд. тенге. Доля казахстанского содержания по оценкам экспертов не превышает     2 млрд. тенге (около 2%). Важной особенностью сектора является его зависимость от импорта, которая является следствием отсутствия собственной производственной базы микроэлектронных компонентов.

Казахстанские предприятия занимаются как реализацией компьютеров и сопутствующего оборудования известных международных производителей, так и сборкой и реализаций компьютеров под собственными торговыми марками. Казахстанские производители преобладают в сегменте ПК (более 70% от общего объема проданных компьютеров в 2008 году); но существенно отстают в сегментах серверов (менее 14%) и ноутбуков (0%).

Экономический спад и связанное с ним падение покупательской способности бизнеса и населения оказывают существенное влияние на рынок ПО. В 2009 году объемы продаж ПО составили сумму около 6,6 млрд. тенге, что соответствует уменьшению на 13% по сравнению с 2008 годом. На рынке ПО в Казахстане доминирующее положение занимает продукция зарубежных производителей. По оценкам экспертов доля казахстанских компаний на рынке коробочного (лицензионного)  ПО является незначительной (около 2%).

Объем рынка ИТ-услуг в Республике Казахстан в 2009 году составил    12,6 млрд. тенге, что соответствует снижению на 8% по сравнению с            2008 годом. По оценкам экспертов в 2009 году доля казахстанского содержания в секторе предоставления IT-услуг не превышает 30%

3.2 Влияние отрасли на социально-экономическое и общественно-политическое развитие страны

В рамках ГП ФИИР казахстанские компании, работающие в отрасли ИКТ, участвуют в решении важных задач:

во-первых, увеличение национального валового внутреннего продукта (ВВП) за счет увеличения отраслевой валовой добавленной стоимости;

во-вторых, увеличение производительности труда в приоритетных секторах национальной экономики путем построения современной телекоммуникационной инфраструктуры и эффективного внедрения IT;

в-третьих, увеличение числа инновационных предприятий путем создания условий и стимулирования предпринимательства в несырьевых отраслях на основе телекоммуникационной инфраструктуры;

в-четвертых, увеличение доли несырьевого экспорта с помощью создания и развития экспортно-ориентированных производственных и сервисных компаний в ИКТ-отрасли Казахстана.

В то же время, воздействие ИКТ на современное общество выходит далеко за экономические рамки. Многие развитые и развивающиеся страны в полной мере осознали те колоссальные преимущества, которые несет с собой развитие и распространение ИКТ, трансформирующих не только работу государственных структур и институтов гражданского общества, но и отношения в социальной сфере, науке и образовании, культуре и образе жизни людей. В данном смысле, ИКТ служат одним из инструментов создания устойчивой конкурентоспособности страны в посткризисном мире.

В 2009 году количество пользователей сети Интернет достигло             3,15 миллионов пользователей, из которых 1,6 млн. пользователей широкополосного доступа к сети Интернет. Компьютеризация общества достигла в 2009 году показателя в 12,7 компьютеров на 100 человек              (11,2 компьютеров на 100 человек в 2008 году). Количество фиксированных телефонных линий связи в Республике Казахстан в 2009 году составило          3,7 млн. При этом плотность фиксированных линий составила около 24,2 линий на 100 жителей. Количество абонентов мобильной связи составило 15,0 млн. абонентов, что соответствует плотности абонентов мобильной связи в              95 абонентов на 100 жителей. Почти по всем показателям Казахстан заметно отстает от стран с конкурентоспособными и диверсифицированными экономиками, что указывает на недостаточно активное использование ИКТ как бизнесом, так и населением.

В этой связи, перед Казахстаном стоит задача по значительному увеличению темпов роста потребления и применения ИКТ и увеличению казахстанского содержания в ИКТ с целью обеспечения долгосрочной конкурентоспособности страны.

3.3 Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз для отрасли (сектора)

Сильные стороны

Слабые стороны

1

2

Высокая конкуренция на телекоммуникационном рынке Отставание в развертывании сетей связи на основе технологий 3G, 4G
Реализация крупных проектов в сфере телекоммуникационной инфраструктуры Устаревшая инфраструктура телерадиовещательного комплекса
Функционирующая инфраструктура ЭП Неразвитость казахстанского контента в сети Интернет
Наличие специальной экономической зоны «Парк информационных технологий «Алатау» (СЭЗ «ПИТ» «Алатау»), как центра развития отрасли Недостаточное количество предоставляемых электронных услуг

1

2

Высокая импортозависимость в ИКТ
Изношенность основных фондов почтовой инфраструктуры
Отсутствие успешных предприятий в сфере производства ИКТ-оборудования

Возможности

Угрозы

Высокий спрос на услуги широкополосного доступа в Интернет

Спрос на оборудование в связи с переходом на цифровое вещание

Использование Интернета, как средства развития малого и среднего бизнеса и инноваций

Высокий спрос на услуги ИКТ и ИКТ-оборудование в рамках реализации ГП ФИИР

Расширение рынков сбыта в рамках Таможенного союза для отечественных производителей оборудования, ПО и IT-услуг

Развитие почтово-логистической инфраструктуры, как элемента электронной торговли

Высокий спрос на ИКТ-специалистов

Несоответствие уровня нормативно-правового обеспечения и технического регулирования отрасли ИКТ

Несоответствие уровня образования высших учебных заведений и профессионального образования требованиям отрасли

Снижение казахстанского содержания в секторе разработки ПО и IT-услуг

 

 

На основании анализа сильных и слабых сторон, возможностей и угроз определены следующие задачи в рамках Программы:

1)           модернизация и развитие инфокоммуникационной инфраструктуры;

2)      развитие цифрового телерадиовещания;

3)      развитие казахстанского сегмента сети Интернет;

4)      развитие электронных услуг и ЭП;

5)      развитие сектора разработки ПО и IT-услуг;

6)      развитие отечественного производства высокотехнологичного оборудования;

7)      развитие образования в сфере инфокоммуникаций (O7, T2).

3.4 Основные проблемы, тенденции и предпосылки развития соответствующей отрасли

Конвергенция информационных технологий и телекоммуникаций определяет необходимость совершенствование правовой базы, касающейся:

понятийного аппарата конвергентных услуг;

лицензирования деятельности в рамках интегрированного бизнеса;

используемых производственных ресурсов, включая радиочастотный, нумерационный и земельный ресурсы.

В  условиях конвергенции происходит существенная трансформация сетей и услуг в сфере инфокоммуникаций, обуславливающая необходимость переоценки масштабов государственного регулирования деятельности операторов связи и других участников рынка, смещения регулирования с технических позиций на экономические позиции, а также на новые сегменты рынка.

В области инфокоммуникационной инфраструктуры основными проблемами являются незавершенность цифровизации телекоммуникационных сетей. Внедрение новых технологий мобильной связи, а также развитие телефонизации в сельской местности сдерживаются наличием диапазона частот для гражданского пользования.

Развитие местной телефонной связи сдерживается убыточностью услуг местной телефонной связи основного оператора универсального обслуживания, что требует проведения ребалансирования тарифов на местную связь с целью исключения перекрестного субсидирования и повышения инвестиционной привлекательности сферы телекоммункиаций.

В целях равноправного доступа операторов связи необходимо пересмотреть модель универсального обслуживания, в том числе, в части проведения конкурсов на оказание операторами связи универсальных услуг телекоммуникаций в разрезе областных центров, районных центров или сельских населенных пунктов Казахстана.

Большое значение для развития операторов мобильной связи имеет внедрение технологий 3G. В городах Алматы и Астане в течение 2008 года операторами сотовой связи успешно проведены пилотные проекты по тестированию оборудования сотовой связи стандарта 3G в диапазоне частот 1920-1980/2110-2170 МГц.

Большую перспективу имеет внедрение широкополосной связи по технологиям 4G, в частности, Wi-Max.

Развитие технологической инфраструктуры сети Интернет в Казахстане отстает в сравнении с развитыми странами. Согласно данным Международного союза электросвязи, число серверов, использующих безопасное соединение при операциях в области электронной коммерции, в Казахстане в 2008 году составило 3,5 сервера на 1 млн. населения, в то время как в развитых странах данный индикатор колеблется в диапазоне от 500 до 1000: Корея – более 500, Великобритания – более 750 и США – более 1000 серверов на 1 млн. населения.

Актуальной задачей, стоящей перед казахстанским телерадиовещанием является модернизация всей национальной сети телерадиовещания путем перехода на цифровые технологии. В рамках Региональной конференции по планированию наземной радиовещательной службы, организованной Международным союзом электросвязи, в 2006 году подписано соглашение «Женева-06», которое определило план частотных выделений (назначений) цифрового  вещания. Данным документом 2015 год определен как окончательный срок перехода с аналогового на цифровое вещание для стран – участников соглашения, в число  которых вошла и Республика Казахстан.

Стремительное развитие информационных технологий, появление новых средств коммуникаций и передачи информации привело к резкому снижению почтового обмена (особенно в части деловой корреспонденции). Ухудшение финансового положения почтовых операторов повлекло снижение качества, демотивацию труда почтальонов и ограничению доступа к информации населения.

Акционерное общество «Казпочта» использует на магистральных маршрутах почтовые вагоны, которые прицепляются и следуют в составе пассажирских поездов. Согласно своей технологии и безопасности движения поездов, оператор-перевозчик устанавливает регламент по остановкам и по времени (отбытие, прибытие и стоянка поездов), т.е. акционерное общество «Казпочта» зависит от графика движения поездов. Кроме этого, инфраструктура вокзалов и станций (перроны, пандусы, пути) в первую очередь адаптированы для приема и посадки пассажиров, но не для выгрузки и погрузки почтовых грузов по пути следования.

Кроме того, на сегодняшний день остро стоит вопрос полного переобустройства 86% сельских отделений почтовой связи, как несоответствующих нормативным требованиям Национального банка и Министерства внутренних дел Республики Казахстан по уровню капитального и технического обустройства (оснащение системами охранной и противопожарной безопасности, техническая укрепленность, температурный режим).

Низкий внутренний спрос на информационные технологии со стороны граждан и бизнеса является фактором, сдерживающим развитие отечественных компаний. Низкое проникновение широкополосного доступа в Интернет среди населения, немногочисленность казахстанских веб-ресурсов и отсутствие оригинального контента в казахстанском сегменте сети Интернет снижают инвестиционную активность бизнеса в отношении развития электронного бизнеса и электронной коммерции.

Казахстанский сектор производства и продаж высокотехнологичного оборудования имеет черты товарного рынка, т.е. казахстанские компании сектора не участвуют в создании интеллектуальных продуктов и инновационных технологий, а в основном сосредоточены на реализации готовых товаров клиентам. Вследствие данного, в условиях спада экономической активности основные проблемы сектора совпадают с другими отраслями торговли – падение покупательской способности населения и бизнеса, сокращение государственного заказа, высокие накладные расходы по ведению бизнеса.

В отсутствие собственного производства высокотехнологичных товаров, пошлины не несут функций защиты внутреннего производителя, а лишь увеличивают стоимость вычислительной техники для конечного потребителя.

Переход от сборки и продажи персональных компьютеров к более доходной деятельности в области производства высокотехнологичного оборудования тормозится  отсутствием успешного отраслевого опыта и традиций; собственной научно-производственной базы; квалифицированных трудовых ресурсов (технических специалистов, инженеров, научных работников, способных разрабатывать новые продукты); и доступа к международным каналам сбыта (дистрибьюторским сетям).

Среди других проблем, отмечаемых специалистами, можно выделить отсутствие налаженного механизма коммерциализации инновационных разработок, трудности доступа к венчурному капиталу, малую емкость казахстанского рынка, несбалансированную таможенную и фискальную политику. Сдерживающим фактором развития сектора является близость крупных производителей высокотехнологичного оборудования (КНР, Россия).

На сегодняшний день не реализован потенциал развития производства востребованной на рынке продукции и размещения высокотехнологичных компаний на базе СЭЗ ПИТ «Алатау». Барьерами для развития СЭЗ ПИТ «Алатау» являются незавершенность строительства инфраструктуры, электроэнергетики, водоснабжения и высокие арендные платы для потенциальных участников. Не привлечены к управлению СЭЗ ПИТ «Алатау» иностранные компании с успешным опытом развития высокотехнологичных социально-экономических зон.

Существенной проблемой для казахстанских предприятий в сфере информационных технологий остается нехватка квалифицированных специалистов. В 2008 году, по оценкам специалистов, потребность в IT-специалистах в стране удовлетворена наполовину. Частично спрос удовлетворен за счет привлечения специалистов из смежных отраслей и обучения за счет работодателей. Кадровая необеспеченность отрасли привела к тому, что рост зарплат в сфере информационных технологий существенно превысил рост производительности труда, что снижает конкурентоспособность отрасли на внешних рынках.

3.5 Анализ действующей политики государственного регулирования развития отрасли

Активный рост использования  ИКТ среди казахстанского населения, бизнеса и государственных органов в период с 1995 по 2009 года привел к необходимости государственного регулирования отрасли.  В этой связи, была усовершенствована нормативно-правовая база Республики Казахстан в информационно-коммуникационной сфере и приняты следующие нормативно-правовые акты:

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 июля 1998 года №715 «О Концепции единого информационного пространства Республики Казахстан и мерах по ее реализации»;

Закон Республики Казахстан от 7 января 2003 года «Об электронном документе и электронной цифровой подписи»;

Закон Республики Казахстан от 8 февраля 2003 года «О почте»;

Закон Республики Казахстан от 5 июля 2004 года «О связи»;

Закон Республики Казахстан от 11 января 2007 года «Об информатизации»;

Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 958     «О Государственной программе по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Казахстан»;

Постановление Правительства Республики Казахстан от 7 июня           2006 года № 519 «Об утверждении Программы развития отрасли телекоммуникаций Республики Казахстан на 2006 – 2008 годы».

В июле 2003 года был расформирован Комитет по связи и информатизации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан и создано Агентство Республики Казахстан по информатизации и связи.

6 апреля 2004 года  при поддержке Агентства Республики Казахстан по информатизации и связи создана некоммерческая организация – Казахстанская ассоциация IT-компаний.

В марте 2010 года Агентство Республики Казахстан по информатизации и связи было реорганизовано в Министерство связи и информации Республики Казахстан.

Таким образом, к настоящему времени в Республике Казахстан сформировалась система нормативного правового и технического регулирования отрасли ИКТ, которая обеспечивает развитие и функционирование ИКТ услуг и товаров, баланс интересов потребителей и поставщиков ИКТ.

В то же время, существующая система правового регулирования рынка отстает в ряде направлений от современного уровня развития ИКТ, что создает угрозу замедления развития инфокоммуникационного рынка и требует проведения дополнительной нормотворческой работы по следующим вопросам:

  1. В области инфокоммуникационной и почтовой инфраструктуры:

1) расчет годовой платы за использование радиочастотного спектра;

2) расчет тарифов за присоединение и пропуск трафика между  операторами междугородной и (или) международной связи;
3) расчет тарифов на присоединение и пропуск телефонного  трафика операторов IP-телефонии (Интернет-телефонии);
4) расчет тарифов на услуги по предоставлению телефонной канализации в пользование операторам связи;
5) расчет тарифов на присоединение и пропуск  трафика операторами связи с учетом взаиморасчетов между операторами сотовой связи, операторами фиксированной и сотовой связи;
6) присоединение сетей телекоммуникаций к сети телекоммуникаций общего пользования и регулирования пропуска трафика по сети телекоммуникаций общего пользования Республики Казахстан;
7) повышение или снижения тарифов (цен, ставок сборов)
или их предельных уровней на  регулируемые услуги (товары, работы) субъектов естественных монополий в области телекоммуникаций и почтовой связи;
8) представление и рассмотрение ходатайств о даче согласия на осуществление субъектами естественных  монополий в области телекоммуникаций и почтовой связи иной деятельности;
9) формирование затрат, применяемое при утверждении тарифов (цен, ставок сборов) на услуги (товары, работы) субъектов естественных монополии в области телекоммуникаций и почтовой связи;
10) утверждение тарифов на универсальные услуги телекоммуникаций;
11) порядок взаимодействия операторов междугородной и (или) международной телефонной связи между собой  и с операторами фиксированных  и сотовых сетей телекоммуникаций для обеспечения права выбора пользователями услугами связи оператора междугородной и (или) международной связи, включая утверждение технических решений по предоставлению абонентам (как городских, так и сельских сетей телекоммуникаций) возможности выбора оператора междугородной и (или) международной связи);
12) изменение и дополнение в Отраслевом классификаторе в области электросвязи;

13) формирование базы стандартов области инфокоммуникационной и почтовой инфраструктуры.

  1. В области регулирования цифрового телерадиовещания:

1) подготовка проекта  Закона Республики Казахстан                                           «О телерадиовещании»;2) регулирование деятельности  по организации телевизионного и/или радиовещания с учетом перехода на цифровые стандарты эфирного вещания;3) частотно-территориальное планирование  наземной сети эфирного цифрового вещания в Республике Казахстан с  международной координацией  радиочастотных присвоений стандарта DVB;4) утверждение состава социального пакета программ.

  1. В области регулирования Казнет:

1)  вопросы развития Казнет, в том числе в области электронных денег и электронной коммерции;2) защита интеллектуальной собственности и авторских прав в Интернете, защита персональных данных, в том числе биометрических персональных данных;3) регулирование общественных отношений и деятельности средств массовой информации в связи с функционированием Интернет;

  1. В сфере развития сектора разработки ПО и IT-услуг:

1) обеспечение приоритетности реализации IT-проектов государственных органов и национальных холдингов  отечественными IT-предприятиями с высокой долей казахстанского содержания и преимущественного закупа компьютерного, телекоммуникационного и другого высокотехнологичного оборудования отечественного производства;2) определение принципов государственно-частного партнерства для реализации IT-проектов в сфере электронных услуг населению и бизнесу, которые могут в перспективе иметь коммерческую отдачу;3) повышение значимости критериев качества, функциональной полноты, новизны, совокупной стоимости владения при определении победителей конкурсов;4) заключение многолетних контрактов (не более чем на 3 года) при создании больших и сложных информационных систем в государственном секторе;5) вывод IT-услуг, предоставляемых государственным органам и компаниям с 100% государственным участием, на аутсорсинг в коммерческий рынок;

 

6) выработка рекомендаций для государственных IT-предприятий по приведению уставных документов по видам деятельности в соответствие с действующим законодательством, с целью исключения видов деятельности, охваченных частным сектором;

7) разработка предложений по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство по эффективности наделения акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью со 100%-ным государственным участием в сфере информационных технологий компетенциями по осуществлению видов деятельности,  охваченных частным сектором;8) упрощение правил въезда в Казахстан и найма на работу высококвалифицированных иностранных IT-специалистов;9) поддержка  отечественных IT-компаний, работающих на экспорт, по получению заказов при предоставлении казахстанских кредитов зарубежным странам;10) реализация офсетных сделок на ИКТ проекты при предоставлении крупных заказов иностранным компаниям.

  1. В области развития производства высокотехнологичного оборудования на территории Республики Казахстан:

формирование долгосрочного портфеля заказов для отечественных производителей компьютерно-коммуникационного  оборудования и ПО.

  1. В области образования в сфере ИКТ:

1) внесение изменений и дополнений в квалификационный справочник;

 

2) совершенствование государственных общеобязательных стандартов образования в сфере ИКТ.

  1. В области электронных услуг  и ЭП:

1) разработка и утверждение сроков обеспечения государственными органами оказания входящих в их компетенцию электронных государственных услуг;

2) изменения в «Типовой стандарт государственной услуги» в части требований  к описанию стандартов предоставления электронных  государственных услуг;

3) типовой регламент электронной государственной услуги;

4) регламенты электронных государственных услуг;

5) регламентация процессов поддержки контента порталов центральных и местных исполнительных органов;

6) подача заявления в электронной форме для изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния, формы книг регистрации актов гражданского состояния и формы свидетельств, выдаваемых на основании записей в данных книгах, и регистрации актов гражданского состояния в Республике Казахстан;

7)  документирования и регистрации населения Республики Казахстан;8)  ряд вопросов касательно воинской обязанности и воинской службы;9) ряд вопросов касательно обязательного прохождения обучения на государственной службе сервисам ЭП и получения сертификата;10) ряд вопросов касательно развития ЭП и легитимности предоставления электронных услуг;11) ряд вопросов касательно перевода и использования понятий в области информатизации на государственном языке.12) совершенствование государственных общеобязательных стандартов образования по специальностям  технических и профессиональных организаций в сфере ИКТ.

 

Создание и актуализация нормативно-правовой базы и среды технического регулирования сферы ИКТ является необходимым условием для успешного достижения поставленных в Программе целей.

3.6 Обзор позитивного зарубежного опыта по решению имеющихся проблем, который может быть адаптирован к условиям Республики Казахстан

Объем мирового IT-рынка по итогам 2008 года составил                          1,5 трлн. долларов США, из них 35% (520 млрд. долларов США) приходятся на страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Расходы на аппаратное обеспечение в 2008 году увеличились на 2,5% и составили 380 млрд. долларов США. Рынки ПО (222 млрд. долларов) и IT-услуги (805 млрд. долларов) росли более быстрыми темпами – 10,3% и 8,2%, соответственно.

Структура затрат на международном IT-рынке имеет определенную зависимость от степени развития экономики. В развивающихся странах идет инфраструктурное наполнение, поэтому доля затрат на аппаратное оборудование может достигать на данных рынках 70% от общих затрат на информационные технологии, тогда как в развитых странах доля IT-продукции и оборудования не превышает 50%, а основной долей дохода является сегмент IT-услуг.

Анализ международного опыта показывает, что в докризисный период на IT-рынке наблюдается тенденция перевода производства и услуг из развитых стран в страны, характеризующиеся низкой стоимостью труда и благоприятными условиями налогообложения. Настоящее особенно актуально для производства ПО и услуг, не требующего создания сложной технической инфраструктуры. За последние пять лет объемы рынка разработки ПО и предоставления IT-услуг росли в среднем на 10% в год, при среднем темпе роста мировой экономики 3 – 4%, что привело к значительному увеличению доли данного сектора в структуре ВВП как развитых, так и развивающихся стран. Примерами таких стран являются страны Юго-Восточной Азии (Корея, Малайзия, Тайвань, Сингапур), где доля ИКТ-отрасли в ВВП превышает 10%.

Индия является наиболее ярким примером успешного развития экспортно-ориентированного сектора IT-услуг и услуг, интенсивно использующих ИКТ. Общий объем экспорта IT-услуг в 2008 году составил 40 миллиардов долларов США, что составило более четверти экспорта товаров и услуг из страны. В дополнение к экспорту на внутреннем рынке было потреблено IT-товаров и услуг на сумму 11,6 миллиардов долларов США. Согласно прогнозам, сектор IT-услуг достигнет величины в 60 миллиардов долларов США в 2010 году, что составит 10% ВВП страны. Сектор IT предоставляет работу более чем 2 млн. людей, из которых более 30%  – женщины; при этом средний доход по сектору почти в два раза превосходит доход в других отраслях услуг. При этом, каждое новое рабочее место в отрасли ИТ приводит к появлению трех – четырех мест в смежных и обслуживающих отраслях.

Южная Корея, используя потенциал ИКТ, трансформировала себя из беднейшей страны мира в одну из крупных экономических держав, которая является двенадцатым по величине участником мировой торговли высокотехнологичными товарами и услугами. IT-сектор обеспечивает экономический рост страны, является важным макроэкономическим фактором снижения инфляции и составляет более 16% от ВВП страны. Среди факторов, способствующих развитию корейской экономики, можно выделить активное участие правительства в развитии сектора ИКТ путем формулирования и финансирования реализации ряда последовательных национальных стратегий.

Развитие ИКТ сектора Кореи можно разделить на четыре основных этапа: 1) построение национальной базовой информационной системы и создание единой информационной среды; 2) продвижение информатизации на основе национального плана по продвижению информатизации (создание более эффективной и быстрой инфраструктуры на основе технологий CDMA и создание инфраструктуры для широкополосного доступа в Интернет; 3)  улучшение жизни населения путем обучения компьютерной грамотности и использования ИТ; предоставление услуги цифрового телевидения; приватизация компании «Korean Telecom»; создание среды и платформы для реализации проектов «e-Government», «e-Commerce» и «e-Procurement» на основе национальной программы «CYBER KOREA 21»; и, наконец, 4)  реализация стратегии «e-Korea Vision 2006» – повсеместное внедрение «e-Government»; реализация проекта  «Broadband IT Korea  Vision 2007»; принятие и реализация стратегии IT839 (8 услуг, 9 продуктов, 3 инфраструктуры) для дальнейшего роста конкурентоспособности; запуск коммерческих услуг DMB и WiBro.

Кроме согласованной модели взаимодействия государства и бизнеса, уникальность корейской модели развития IT отрасли состоит в создании механизма устойчивого финансирования ИКТ развития страны. Путем создания ряда фондов, финансирующих различные проекты как государственного, так и частного сектора в области ИКТ, в частности, Фонда развития информатизации, корейское правительство обезопасило себя от недостаточности инвестирования в развитие ИКТ сектора в условиях кризиса, что создает дополнительное конкурентное преимущество для корейских компаний в послекризисный период. Для создания фонда и его пополнения используются средства, полученные внутри сектора – лицензионный сбор от владельцев радиочастот, процент с налогов телекоммуникационных операторов и т.п.

Финляндия. Существенной особенностью, отличающей Финляндию от большинства других

Задать вопрос


Copyright © 2011-2013 Андрей Суров При копировании материалов сайта гиперссылка Detrix.kz обязательна